Как обсудить с ребенком тему инвалидности: советы родителям

28 января 2021
310
0

Малыши, которые не видели в ближайшем окружении людей с инвалидностью, относятся к ним с любопытством. Следует научить ребенка проявлять тактичность и спокойно воспринимать чужие физические особенности.
Суть проблемы
Самые маленькие (до 3 лет) часто совсем не замечают индивидуальных особенностей человека, пока им на них не укажут. Четырехлетние дети уже замечают, когда кто-то двигается, разговаривает, ест не так, как они. Реагируют дети по-разному: непрерывно смотрят, спрашивают или начинают бояться, что сами станут такими. Реакция взрослых на поведение малыша определит, как он будет воспринимать чужие физические особенности в будущем. Родители раздражаются, смущаются, теряются, когда слышат «неприличные» вопросы ребенка:
1. «Почему ты на стуле на колесах?»
2. «Почему ты говоришь так странно?»
3. «Почему он выглядит так странно?»
Родителям стоит заранее продумать свою реакцию и ответы. Важно объяснить все малышу, а не кричать.
Советы родителям
Следует обсуждать данную тему. Если малыш заметил человека с инвалидностью – стоит воспользоваться этим поводом и обсудить внешние различия людей. Важно пользоваться простой понятной лексикой. Например, ребенку стоит знать, что язык жестов применяют те, кто не слышит. А с собакой-поводырем или палочкой ходят те, кто не видит. Купить вертикализатор для деток с ДЦП можно здесь.

Стоит разрешать ребенку быть любопытным. Пусть он свободно делится с родителями своими мыслями и эмоциями. Важно выделить для этого необходимое количество времени, не говорить об этом для галочки. Малыши с особенным удовольствием засыпают родителей вопросами.
Важно поощрять любопытство «почемучки», но при этом учить тактичности. Можно предложить ему книжки, раскрывающие тему внешних особенностей людей и толерантности. Нужно подбирать эти материалы в соответствии с возрастом малыша. Эту же функцию хорошо выполняют детские телешоу с героями с инвалидностью. А чтобы удовлетворить интерес ребенка, можно (при возможности) разрешить ему сесть ненадолго в инвалидное кресло.

Объяснять следует простыми фразами и соответственно возрасту. Необходимо взглянуть на вопрос глазами ребенка. Он не способен концентрировать внимание долго, поэтому развернутый ответ его утомит. Он его не поймет. Говорить следует искренне, честно, но без ненужных тонкостей.
Маленькому ребенку подходит такой ответ: «Наверное, его ножки ходят не так хорошо, как мои и твои». Если малыш уже в младших классах – можно ответить: «Люди по разным причинам пользуются коляской. Этот человек, возможно, пережил аварию или просто родился таким». А если родитель совсем не знает ситуацию и ответов нет – стоит так и сказать.

Говорить следует по сути, сдержанно, без ненужных эмоций. Не стоит прививать чувство жалости к людям с физическими особенностями. Важно, чтобы ребенок воспринимал их спокойно, как нормальную часть окружающего мира. Стоит акцентировать внимание на общих чертах ребенка и людей с инвалидностью, а не на особенностях. Нельзя употреблять некорректные слова: калека, недоразвитый.
Важно прислушиваться к разговорам ребенка. Слышать его страхи, тревоги. Непривычное пугает детей. Необходимо обсуждать эту тему в позитивном ключе. Инвалидность для многих ассоциируется с негативными эмоциями. Следует учить малыша видеть в людях, которые от него отличаются, положительные стороны: человек в красивой кепке; человек, который смешно шутит.

Стоит спокойно рассказать, как инвалидное кресло делает жизнь этого человека комфортной, как оно работает. Если ребенок начинает подшучивать на эту тему – стоит указать ему, что человека такие слова обидят. Нужно убедиться, что малыш осознает, что инвалидность не влияет на личность, психику и характер человека. Что он такой же, как ребенок.

Важно демонстрировать правильный пример. Малыши быстро замечают дискомфорт, брезгливость, растерянность на лице родителей. На их мнение влияет прочитанное и увиденное. Пусть ребенок поделится впечатлением. Стоит обсуждать с ним сложные темы понятными словами.
Иногда дети стремятся задать вопросы напрямую человеку с инвалидностью. Тогда можно попросить человека: «Моя дочка задала вопрос, почему вы пользуетесь инвалидным креслом. Вы не могли бы ответить ей?» Стоит спокойно принять отказ, если человек не захочет общаться. Но многие охотно соглашаются пообщаться.
Правильно воспитанный ребенок относится к другим спокойно, положительно. Всех людей считает равными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ссылка на основную публикацию
Фото эксперта
Вас консультирует Марина Степановна
врач-дерматолог, комбустиолог
Не нашли подходящий совет?
Задайте вопрос эксперту
или смотрите все вопросы...
avatar
Adblock
detector